Давайте сформулируем основные правила
- Ребенок отчаянно нуждается в границах, которые соответствуют возрасту ребенка.
Если вы уже «докатились», и ребенок вам сигналит, что им надо срочно заняться, отматывайте историю воспитания назад, смотрите, где и что вы упустили. Наверстывайте спокойно, имейте терпение и, самое главное, не корите себя, что вовремя не сделали важных вещей.
- Будьте последовательными, настойчивыми и доброжелательными.
Все ограничения вводите с позиции заботы. «Я не могу, к сожалению, тебе разрешить долго смотреть мультики, глазки заболят. Давай выключать!»
А теперь разберем гуманные методы наказания
- Лишение удовольствий. Важно, чтобы это было значимо для ребенка и переносимо.
- Если значимо, то будет обидно, задумается над проступком;
- переносимо, значит, обидится не на всю жизнь.
- Трудотерапия. Важно, чтобы трудотерапия была напрямую связана с провинностью.
Т.е получил двойку по математике – решает 10 страниц примеров, а не моет посуду.
- Короткие нотации. Ключевое слово - короткие.
Вы все знаете, что понятно становится после трех первых строчек, дальше мы идем по кругу.
- Игнорирование негативного поведения.
Иногда детям уже понятно, что так нельзя, но они на этом почему-то зациклились и повторяют снова и снова. Пока вы анализируете и отматываете назад, выясняя, чего они добиваются, можно не обращать внимания на эти вещи. Не замечать можно по-разному. Важно, чтобы игнорирование было нейтральным, а не агрессивным.
Если ребенок совсем разбаловался, раскричался и уже ничего не слышит, можно его сажать в какое-то тихое место, чтобы он успокоился. Не в угол! И не туда, где можно играть всеми игрушками. Например, куда-то в коридорчик, на стульчик. Важно: делать это спокойно, не агрессивно, с позиции добра и заботы.
- Наказывать ребенка нужно на количество минут, соответствующее его возрасту.
Это очень условное правило, но за неимением лучшего можно на него опираться.
За что точно нельзя наказывать детей
- За естественную познавательную активность.
Например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую - не нарочно), изучает свои половые органы. Это актуально для детей до 2 лет.
- За возрастные и физиологические особенности.
Неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть. Какое это счастье - засыпать, становиться понятно только в институте, так что не усердствуйте.
- Испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки. Все, опять же, соответственно возрасту!
- За отсутствия опыта поведения в той или иной жизненной ситуации.
Не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу. Сколько раз вам понадобилось сходить в театр или в ресторан, чтобы понять все тонкости поведения? Два? Пять? А ведь вы взрослый человек! У ребенка таких «театров» на пути очень много. Сначала опыт с сопровождением взрослого, «обьяснялка», закрепление, потом напоминание, потом поддержка и уже потом - желаемое поведение.
- За проявление естественного чувства.
Например, ревность к младшему братику или сестренке (постоянно обижает их). Любой здоровый ребенок ревнует к новому малышу! Если ваш не проявляет ревности, вы должны внимательно задуматься, что с ним происходит? Представьте, ваш муж привел вторую жену, а вы не взбесились. Нормально?
И в заключение хочу привести известную цитату Пифагора: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над вашей могилой».
|